Рейтинги которым доверяют

Как выстроить работу интернет-маркетинга в компании

Рассмотрим разные схемы построения отдела интернет-маркетинга и особенности работы с digital специалистами
Интернет реклама на сегодняшний день стала главным каналом продаж. По существу, многие предприниматели вообще предпочитают рекламировать свой бизнес только в сети. Этому способствуют как развитие онлайн-торговли, так и повсеместной развитие интернета.

Между тем, на первоначальных этапах с данным инструментом работы существует масса проблем, не решив которые Вам не удастся добиться по этому качественной организации работы. Так происходит в силу ряда причин. Среди них как нехватка специалистов с достаточным опытом и знаниями, сложность выбора надежных подрядчиков, так и высокая скорость развития современных технологий, постоянное появление новых каналов интернет-рекламы и ее инструментов.

Оговоримся сразу, что данная статья относится к продажам в целом. А продавать можно что угодно: вещи, услуги и даже звезды на небе.

Как правило, многие бизнесмены, открывая свой бизнес с нуля, для минимизации издержек сами выполняют в нем все функции. Все делается как в старой русской поговорке: "и швец, и жнец, и на дуде игрец". И отчасти такая тактика гибельна в более далекой перспективе, ведь для развития собственного дела необходимы выстраивать бизнес-процесс так, чтобы потом все его части могли функционировать максимально автономно. Согласитесь, когда все строиться вокруг одного человека, этого добиться практически невозможно!

Первый и необходимый шаг, который нужно делать на пути к "автономизации", — передача функций интернет-маркетинга отдельному сотруднику с перспективой создания целого отдела. Все должно быть поступательно: от один маркетолог, два, целый отдел.

Как же можно избежать издержек и грамотно построить работу с интернет-маркетингом ?

1. Единственный и "всемогущий" маркетолог

По такому принципу обычно работа идет в компаниях, использующих значительное количество каналов рекламы, которые либо только начинают свою работу, либо интернет как еще один канал начал использоваться не так давно. Это во многом объясняет то, почему все функции сосредотачиваются в руках одного человека - руководителя отдела маркетинга.
В круг его обязанностей входит буквально все: от разработки маркетинговой стратегии все до подготовки печатной продукции. Руководителю в таком случае приходится расставлять свои приоритеты, которые не всегда делаются в пользу интернет-маркетинга (хотя и с оговоркой на специфику продаваемого продукта и компании).

В этой схеме с большой долей вероятности самая рутинная работа (настройка, дизайн, SEO, верстка и программирование) переходит в обязанности агентств и/или фрилансеров. В обязанностях же маркетолога остаются аналитика и медиаплонирование, разработка стратегии использования рекламных каналов, измерение их эффективности и т.п. Также на его плечи ложатся обязанности по контролю над вышеупомянутыми фрилансерами и агентствами на аутсорсе и постановка им задач.

К большому сожалению маркетолога, в сутках всего 24 часа. Нехватке же времени становится причиной того, что оценка эффективности рекламных каналов производится, когда "рак на горе свистнет", а аналитика сводится к поверхностному проглядыванию счетчиков. Между тем, главное в сокращении издержек и оптимизации ваших интернет-компаний - постоянный тотальный контроль и аналитика используемых инструментов. Тут приходится выбирать: либо запускать компанию, получать клики, но при этом тратить непомерные средства; либо идти дальше в направлении проверки эффективности работы, снижать цену клика.

Работа по данному принципу возможна лишь при малой маркетинговой активности, либо на начальных ступенях развития компании и работы с интернет-маркетингом, когда есть потребность пробовать и изучать каналы интернет-рекламы.

Очевидны такие преимущества этой схемы, как легкий и достаточно быстрый старт при низких расходах.

2. На помощь руководителю отдела маркетинга приходит помощник, отвечающий за интернет маркетинг.

Данная схема встречается в компаниях, обладающих зависимостью от качества интернет-рекламы и от нее самой. К ним первым приходит понимание того, что всего один маркетолог не может заниматься всем сразу. Закономерным результатом становится выделение интернет-маркетинга в самостоятельное направление.
Все обязанности по интернет-маркетингу при таком варианте переходят в юрисдикцию одного специалиста. Теперь в его обязанности входят общение с подрядчиками и контроль за их работой, анализ хода все рекламной компании, подготовка отчетов.

Самое главное здесь - наличие у помощника времени на выполнение всего перечисленного. Хотя и здесь не обошлось без одного "но" - очень быстро такой специалист сталкивается с отсутствием компетенций и необходимостью разбираться в тонкостях и деталях.

Перед ним стоит множество вопросов:

Как настраивать рекламу в контексте и следить за ее эффектвностью? Как оптимизировать сайт? Какие требования есть у различных поисковых систем к рекламе? Каким образом можно добиться повышения конверсии? Наконец, какой рекламной стратегии придерживаться в конкретном случае?

Для получения ответов на все эти вопросы, у маркетолога должен быть либо громадный опыт работы в сфере интернета, либо же узкоспециализированные знания по отрасли, деятельности вашей компании. Иначе он вряд ли сможет правильно выстроить работу.

Между тем, таких специалистов мало, из общего потока некомпетентных специалистов их весьма сложно отобрать. Именно поэтому, для оптимизации работы, качественные специалисты зачастую "выращиваются" и "воспитываются" с нуля. Но это долгий и трудный процесс, который подходит скорее для следующего варианты.

На втором же этапе важно строить работу вокруг хорошего специалиста по интернет-маркетингу. Только тогда вы сможете получить главное преимущество данного варианта - наличие специалиста в своей штате и возможность в перспективе вокруг него построить целый отдел интернет-маркетинга

3. Создаем целый отдел специалистов

Применяется в случае, когда в компании интернет-маркетинг используется уже давно и выделен в самостоятельное направление. В таком случае более надежным и экономным становится содержать штатных специалистов: программиста, дизайнера, менеджера по контекстной рекламе, SEO-специалиста, аналитика, копирайтера и др.
При таком раскладе у компании есть свой интернет-маркетолог, являющийся специалистом своего дела. В его руководстве находится небольшой отдел, в котором выполняются все задания (хотя, конечно, возникают и небольшие, специфические задачи, которые передаются на аутсорс).

Естественно, что такая схема очень стабильна и удобна. Ведь по сути, в компании создается собственное интернет-агентство, которое работает только на нее.

Существует даже практика, когда компании сразу готовые интернет-агентства, чтобы потом уже создать из них свои собственные отделы. Это банальная экономия времени.

Но, конечно, и здесь не обходится без недостатков.

1. Неравномерная загрузка специалистов. В ряде компаний наполнение отдела интернет-маркетинга ведется по принципу "лишь бы был", вне привязки от стоящих задач. Например, берется специалист по контекстной рекламе, круг обязанностей которого весьма ограничен. Между тем, он получает свою заработную плату, иногда практически не за что. Это - лишние финансовые издержки.

2. «Замыливающийся глаз». Физически просто нереально работать долгое время над одни и тем же проектом, при этом постоянно создавая новые идеи.

3. Прозвучит странно, но весьма высока вероятность, что в один прекрасный день целый отдел не захочет стать самостоятельным рекламным агентством. И что их от этого остановит? К сожалению, подобные ситуации случаются.

Но есть у данной модели и преимущества: финансовая выгода (в большинстве случаев, достигается благодаря большей способности к оптимизации работы) и удобство взаимодействий, когда сотрудники находятся под боком все свое рабочее время.

Какие рекомендации можно дать для тех, кто хочет получить на выходе слаженную команду интернет-маркетинг, и при этом не потратить много денег?

Вариант №1. При использовании значительного числа рекламных кампаний, большой работы в контекстной рекламе, если не исключена возможность постоянного внесения на ваш сайт правок, то есть если у вас есть уверенность в том, что специалисты, находясь в штате вашей компании, будут загружены и необходимы, то смело набирайте собственный отдел.

И первым делом найдите интернет-маркетолога с хорошим опытом. Обратите внимание на его знания вашей отрасли, умение использовать все инструменты интернет-маркетинга. Вокруг хорошего специалиста уже будет нестыдно построить целую команду.

Вариант №2. С другой стороны, вполне возможна передача всех функций на аутсорс. Как и многие бизнес-процессы - бухгалтерия, сопровождение юриста, - интернет-маркетинг можно отдать на удаленное обслуживание. При таком раскладе вы получите специалиста с определенными компетенциями, задачей которого будет достижение поставленных вами показателей эффективности при использовании доступных ему ресурсов.

Плюсы налицо: маркетолог обретает помощника, специализирующегося на маркетинге, но также получает плюсы работы с агентством (команду компетентных специалистов и меньшие затраты).
Однако, данный вариант работы подойдет только в том случае, если работы будут выполняться в небольшом объеме. При этом такая модель подходит далеко не всем.

Одно из обязательных условий совместимости - наличие большого числа конкурентов в отрасли и большого спроса на ее услуги или товары в интернете. Это прежде всего все интернет-магазины и компании, ориентирующиеся на массовые услуги.

Если же ваша компания не соответствует этим критериям, ей вполне может подойти штатный специалист со средними компетенциями. Этого будет достаточно для функционирования интернет-рекламы, получения отдачи от нее, а также для экономии вами драгоценных ресурсов.
Также полезно